Авто Автомобилистов пустят на налоги

Автомобилистов пустят на налоги

Несмотря на сохранение транспортного налога, повышение акцизов на топливо и возрождение дорожных фондов, для модернизации соответствующей отрасли все равно не хватает денег. Об этом заявляют эксперты, обновляющие стратегию развития страны до 2020 года...

Несмотря на сохранение транспортного налога, повышение акцизов на топливо и возрождение дорожных фондов, для модернизации соответствующей отрасли все равно не хватает денег. Об этом заявляют эксперты, обновляющие стратегию развития страны до 2020 года. По их расчетам, чтобы не допустить деградацию дорожной сферы, налоговая нагрузка на автомобилистов должна многократно возрасти. В среднем через девять лет по стране автовладельцы за год будут выплачивать налогов на 20-45 тысяч рублей больше, чем сейчас, пишут «Ведомости».

«Ситуация в области дорожной инфраструктуры действительно требует принятия радикальных решений. Как показывает практика, развитие автомобильной дорожной сети, особенно учитывая динамичные темпы роста автопарка страны, является мощным стимулом к экономическому росту, созданию новых рабочих мест, увеличению промышленного производства, повышению предпринимательской активности и прочее, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. – Эффективно развивать дорожную инфраструктуру при текущем, существенном дефиците бюджета, а также низкой активности частного капитала в данной сфере, крайне проблематично. На этом фоне государство вынуждено искать дополнительные источники привлечения инвестиций. В последние годы автопарк страны существенно разросся, и отчисления транспортного налога не позволяют эффективно обслуживать и тем более развивать дорожную сеть. Поэтому государство и намерено возложить часть этих расходов на автомобилистов, подобная практика, кстати, имеется и в ряде других стран.

Сбор налогов и пошлин – одна из основных функций государства, которое за счет этих поступлений может эффективно развивать стратегические направления экономики. Конечно, радости повышение фискальной нагрузки не вызовет ни у кого, это очевидно. Автомобиль станет в большей степени роскошью, чем средством передвижения. Однако следует ожидать в результате увеличение объемов использования общественного транспорта, что позволит существенно разгрузить дорожную сеть. Для автоперевозчиков новые инициативы наиболее болезненны, однако я полагаю, что будут выработаны некие компромиссные варианты, устраивающие всех, – государство не заинтересовано в гибели транспортной отрасли, напротив».

Самая большая нагрузка, по идее авторов стратегии, ляжет на жителей мегаполисов, на которых и приходится увеличение в 45 тысяч (к нынешней нагрузке, которая составляет порядка пяти тысяч рублей за счет акцизов и транспортного налога). Эксперты заряжают цифры на всю катушку. По их мнению, нагрузку нужно увеличивать за счет топливных акцизов: если до 2013 года они растут на рубль в год, то к 2015 году должны стать выше на семь-восемь рублей за литр. Чтобы не допустить шквальный рост цен на бензин, они предлагают ужесточать антимонопольное регулирование и заставлять нефтяников наращивать эффективность переработки. Эти меры выглядят очень расплывчато по сравнению с удивительной раскладкой по тратам автомобилистов. Да и на примере нынешней ситуации: как бы антимонопольщики ни давили на нефтяные компании, цены все равно растут.

«Вообще звучит дико. Государство все больше снимает с себя обязательств: хочешь ездить – плати; хочешь получать медицинскую помощь – плати; хочешь получать образование – то же самое», – говорит руководитель Школы водительского мастерства Kiwamaru Sport Ярослав Федоров.

«Как автомобилист я, конечно, оцениваю эти идеи отрицательно – налоговая нагрузка на водителей и так немаленькая. Другое дело, что оценить сборы очень тяжело: они идут с разных мест, и какая это сумма, никто не говорит. Ну и второй нюанс – надо учиться тратить деньги, а не только собирать их. Надо усиливать контроль и ответственность за выполненную работу, уменьшать количество промежуточных субподрядчиков, поскольку эта схема исключительно запутывает расчеты, и тяжело понять, кто за что отвечает», – считает представитель организации автомобилистов «Свободы выбора» Алексей Бруй.

При изменениях в акцизах транспортный налог предлагается не трогать – его повышение считают непопулярной мерой. С другой стороны, нынешняя схема допускает повышение налога в десять раз относительно базовой ставки, поэтому у многих регионов остается легальный способ задрать налог даже без прямого указания сверху.

Помимо этого, предполагается ввести новые поборы, вроде платы за хранение машин на парковках. Правда, каким способом это будет делаться – неясно. Ставить шлагбаумы у каждого кармана и садить туда кассира? Сразу вспоминается картина, которую часто можно наблюдать у вокзалов, аэропортов: платные парковки пустуют, зато вокруг них машин хоть консервируй. Люди просто будут бросать транспорт где попало.

«Вся эта ситуация с налогообложением ставит автомобилистов в положение выживания, и самое главное, что при таких огромных отчислениях люди все равно не получат гарантию на строительство качественных дорог, – говорит директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов. – Ведь как получается: на дорогах завязана экономика, за их «счет» живут не только автомобилисты, но всю отрасль хотят финансировать из кармана автовладельцев. Эта ситуация схожа с образованием, медицинскими услугами, которые по конституции должны быть бесплатными, а на деле приходится самому за все расплачиваться. Хочешь отдать ребенка в садик – плати, хочешь, чтобы он получил образование, – плати. Так и здесь – хочешь ездить, будь добр выложить деньги».

История с разными налогами, по предложению экспертов, продлится лишь до 2020 года, а дальше их предлагают заменить единым платежом, который будет рассчитываться по годовому пробегу с учетом характеристик дорог и автомобиля. Причем делать это придется на базе данных автомобильного GPS. Но для начала нужно поставить этот прибор в машину.

«Зачем все так усложнять? – спрашивает автомобилист Анатолий Крупнов. – Была нормальная идея ограничиться акцизом на топливо, сейчас ее извращают как могут. Платил бы человек за пользование дорогами в счет бензина – просто и понятно. А тут надо поставить навигацию, после – кому-то передавать показания, потом кто-то должен сделать расчеты, разумеется, появятся ошибки при таком огромном количестве машин. И наверняка надо будет использовать систему ГЛОНАСС, а кто ручается, что они работают отлажено, и устройство не накрутит тебе лишних нулей к пробегу? В общем наворотили сложностей – создается впечатление, что водителям просто хотят заморочить голову».

Но, чисто теоретически, если не брать во внимание все сопутствующие сложности, мысль многим представляется разумной.

«Идея выглядит логичной: кто больше ездит – тот больше и платит, нет никакой уравниловки. Полагаю, что ставки для автоперевозчиков будут существенно ниже, чем для собственников личного автотранспорта, в противном случае им будет трудно развиваться. К тому же рост издержек перевозчиков может разогнать инфляцию, что негативно для экономики в целом«, – считает представитель ИК «Финам».

«Налог по километражу в принципе логичен и пересекается с повышением акцизов: если какой-нибудь дедушка раз в год выезжает на дачу с рассадой, то он и платить должен по-минимуму. Повышение расходов компаний, связанных с перевозками, тоже при этом логично. Их автомобили много ездят по дорогам, которые нужно ремонтировать. Другое дело, когда все деньги уходили туда, где они действительно необходимы», – поддерживает Ярослав Федоров.

«Идея с налогом по километражу нормальная, но это аналог того же акциза бензинового, разве что удобнее работать с льготниками. И если и вводить такое – то вместо всего остального, но после точного расчета. А придумывать еще один налог – это уже точно перебор», – заключает Алексей Бруй.

Но на любой яд находится свое противоядие. Так и здесь: в природе уже существуют миниатюрные «глушилки» сигналов, которые не позволяют отслеживать автомобиль с GPS-одометром. Их вполне могут использовать как косвенный «ликвидатор» пробега. Впрочем, не перестанут его скручивать из-под полы в сервисах – сплошная провокация на беззаконие.

А вообще, эта дорожная стратегия напоминает планы развития АвтоВАЗа до 2020 года. Сначала миллиардные инвестиции, сплошные новшества, курс только на рост, потом – сокращение бюджета на развитие, продление жизни старым технологиям и внедрение «инноваций», которые за границей существуют годами; а в итоге никто не знает, что же будет на самом деле.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления