Авто Город Как сделать водителя виновником ДТП

Как сделать водителя виновником ДТП

Если на вашем автомобиле есть царапины и сколы, а тем более если они внезапно появились на парковке возле супермаркета, то будьте готовы к тому, что вам неожиданно позвонят из ГАИ по какому-то невнятному поводу и предложат зайти...

«Если не знаешь, что сказать, говори по-французски».
Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Если на вашем автомобиле есть царапины и сколы, а тем более если они внезапно появились на парковке возле супермаркета, то будьте готовы к тому, что вам неожиданно позвонят из ГАИ по какому-то невнятному поводу и предложат зайти.

Это один из способов развода: кто-то, кто хочет за чужой счет отремонтировать свой автомобиль после аварии, ищет подходящий автомобиль с подходящими к его аварии повреждениями и липовых свидетелей, которые подтверждают факт якобы имевшего место ДТП. Затем подается соответствующее заявление в ГАИ, которое может попасть туда как через знакомого инспектора, так и с «разыгрыванием спектакля» на какой-нибудь большой стоянке, где вы якобы кого-то задели и уехали.

Бывает и так, что под описание автомобиля, оставившего место ДТП, подходит несколько автомобилей – свидетели и пострадавший успевают запомнить только цифры номера, марку и цвет. Тогда виноватым могут назначить первого попавшегося водителя, у которого нет алиби.

В этом случае наиболее просто для инспектора собрать данные всех вероятных виновников ДТП и обзвонить их по телефону, пригласив в ГАИ. Никакие повестки не рассылаются, никакие бумаги в отношении этих водителей заранее не составляются. Если водитель не разбирается в административном законодательстве, то он попадается на эту удочку.

Наивный неподготовленный водитель идет в ГАИ и предстает пред ясны очи полицейского, который сначала требует у водителя документы, а затем заявляет, что водитель – участник ДТП. Далее демонстрируются заявление потерпевшего и показания свидетелей, где действительно фигурирует его автомобиль с его номером. Водитель в шоке и дает невразумительные объяснения, во время которых на него уже оформляется протокол… Дальнейшее предсказать несложно. Абсолютно невиновный человек становится виновником аварии, да еще и скрывшимся с места ДТП.

Без повестки никуда не ходите.

Если повестку получили и очень интересно узнать, зачем вызывают в ГАИ, то посылайте адвоката или защитника с доверенностью об ознакомлении с материалами дела, а сами останьтесь дома. «Потерпевший» и его «свидетели» не дают исчерпывающую информацию о втором автомобиле, участвующем в ДТП, и (или) месте аварии, оставляя себе «пространство для маневра». Например, в вашей машине мог быть видеорегистратор, который зафиксировал, что никакой аварии в тот момент не было, или вы вообще находились в другом месте, что можете подтвердить документально. В конце концов, возможно, вы попадали в аварию ранее, и у вас на руках есть справка о ДТП с перечислением имевших место повреждений.

Защитник в состоянии обнаружить недочеты, такие как неполное указание регистрационного знака (без букв и кода региона), отсутствие точного адреса места аварии (например указана только улица без номера дома), отсутствие необходимых документов (например нет протокола осмотра пострадавшего транспортного средства). То есть по данным, указанным в деле, однозначно идентифицировать автомобиль и водителя, а также место ДТП, как правило, невозможно.

А уж коли решили идти в ГАИ сами без адвоката, то идите пешком, без автомобиля, оставив свидетельство о регистрации и водительское удостоверение дома и взяв с собой только паспорт и диктофон. Но даже паспорт особо демонстрировать не следует. Показывайте его только в крайнем случае.

Главным будет вопрос, где вы были такого-то числа во столько-то? Молчите, ссылаясь на ст. 51 Конституции. Никаких письменных объяснений! Альтернативно: «не помню», «ответы в присутствии адвоката», «жена сказала молчать» и так далее. Гляньте справку о ДТП. Там указаны вы как собственник, а кто был за рулем – пусто. Все попытки отговориться, что в ДТП не участвовали, что повреждения получены в другом месте и так далее сработают против вас. Оправдываешься – виновен.

Подавайте ходатайство об ознакомлении с материалами дела и переснимайте их полностью. Расписывайтесь только в графах «Копию протокола получил» и «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», указывая, что требуется юридическая помощь.

Здесь уместен вопрос: вдруг, если вы никуда не пойдете, автомобиль объявят в розыск?

Во-первых, отслеживайте ситуацию по вашему автомобилю здесь.

Во-вторых, как уже было сказано, в справке о ДТП говорится лишь о собственнике автомобиля. Про водителя, управлявшего в тот момент автомобилем, там ничего нет – его только предстоит установить. В КоАП нет понятия «подозрение в правонарушении». Правонарушение либо есть, либо нет. Как следствие, инспекторы после остановки говорят, что автомобиль находится в розыске за оставление места ДТП, и предлагают написать объяснительную.

Если водитель пишет, что да, действительно, он был участником ДТП, скрылся, в чем чистосердечно раскаивается, то его тут же препровождают в ГАИ, а потом – к судье.

Если водитель пишет, что про ДТП ничего не знает, никаких повесток не получал, вообще отказывается что-либо писать, то ему выдают повестку явиться в ГАИ, в отдел розыска. На повестку нужно соглашаться с самого начала. См. далее Задержание на дороге за неоплаченные штрафы.

В-третьих, объявить автомобиль в розыск на абсолютно законных основаниях возможно только в рамках УПК, например, когда водитель оставил место ДТП, в результате которого погибли или тяжело ранены люди. Согласитесь, что не заметить такую аварию сложно.

В КоАП процедура розыска автомобиля не предусмотрена. Потому за оставление места ДТП с незначительными последствиями автомобиль если и объявляют в розыск, то на несовсем законных основаниях. Процедура рождена в недрах МВД и кое-как закреплена древними приказами. Как следствие, п. 54 «Административного регламента», где говорится про розыск автомобилей, не содержит никакой конкретики. И после остановки разыскиваемого автомобиля инспектор обязан связаться с дежурным, чтобы получить инструкции, что дальше делать.

Нахождение автомобиля в розыске по закону «О полиции» является основанием для его задержания. Но само объявление в розыск должно быть законным. Инспекторы прекрасно знают об этом, потому задержание автомобиля в данном случае не грозит. Максимум, что может случиться – незаконное перемещение автомобиля в ГАИ вместе с водителем. Но при нормальном общении с инспекторами и согласии на повестку проблема будет решена.

И, в-четвертых, срок давности по делам об оставлении места ДТП – три месяца. По истечении этого срока автомобиль с розыска должен быть снят.

Если вы не сумели представить веских доказательств свой непричастности к ДТП, или ДТП, возможно, было, но вы его не заметили, и делу дан ход, то в первую очередь ходатайствуйте о назначении экспертизы, чтобы установить, насколько повреждения на автомобилях соответствуют друг другу, включая анализ микрочастиц, оставшихся на царапинах.

Если за оставление места ДТП составлен протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, наказание по которой предусматривает лишение права управления на 1-1,5 года или арест, и протокол направлен в суд, то настаивайте, что:

  • контакта автомобилей не почувствовали;

  • со стороны второго участника ДТП не было никакой реакции, поэтому вы вообще не могли догадаться о событии ДТП;

  • сигнализация не срабатывала;

  • вы добросовестно заблуждались, предполагая, что ДТП не было;

  • умысла в оставлении места ДТП не было.

Самый простой способ смягчить наказание – с учетом приведенных аргументов ходатайствовать о переквалификации ваших действий на ч. 1 ст. 12.27 КоАП (невыполнение обязанностей, связанных с ДТП), по которой предусмотрен лишь штраф в 1000 рублей. Главное обоснование: «в материалах дела отсутствуют доказательства прямого умысла в оставлении места ДТП, который предусмотрен составом данного правонарушения».

Еще один вариант содержится в Определении Конституционного Суда от 07.12.2010 г. № 1702-О-О: «Правонарушение при отсутствии вредных последствий оставления места ДТП, не причинившего вред здоровью и крупный ущерб и не представлявшего собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений, – может быть в соответствии со статьей 2.9 КоАП признано правоприменительным органом малозначительным и не повлечь административного наказания».

Возвращаясь к началу статьи. Любые царапины или сколы за пару лет превращаются в пятна ржавчины. Если вы следите за своим автомобилем и вовремя восстанавливаете лакокрасочное покрытие, то проблемы, описанные в статье, вам не грозят.

Перед каждой поездкой вы обязаны убедиться в том, что регистрационные знаки на месте. Когда обходите автомобиль, то не заметить вновь появившиеся царапины невозможно. Если они появились внезапно, не ленитесь – вызывайте ГАИ и фиксируйте ДТП.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления