Сладкий ноябрь 2016 принес едва различимые +0,6% к ноябрю 2015 года (данные АЕБ), но важен сам факт – точка замерзания пройдена. Продажи автомобилей показали положительную динамику впервые за два года. Справедливо ли говорить о восстановлении рынка?
Lada Granta ведет позиционные бои с «Рио» и «Солярис» за лидерство и в ноябре стала первой
К этому результату авторынок шел с весны, когда вроде бы затормозились темпы падения продаж и появилась надежда. Однако летом спрос вновь просел, и к августу рынок обвалился на 18%. Оживление наметилось осенью, в октябре падение снизилось до 2,6%, а ноябрь и вовсе показал плюс.
Эффект низкой базы
При этом результаты сравниваются с 2015 годом, по итогам которого продажи снизились на 36% относительно не самого успешного 2014. Другими словами, рост заметен лишь на фоне общего упадка.
А если сравнивать с рекордным для России 2012 годом? Например, по итогам 11 месяцев того года было продано 2,7 млн автомобилей, за тот же период нынешнего года – 1,28 млн, то есть падение более чем двукратное!
Впрочем если сравнивать ноябрь того года с нынешним, разница уже не столь значительная: 240 тысяч против 132 тысяч. Другими словами, истекший месяц в самом деле показал обнадеживающую динамику относительно «среднекризисного» уровня, однако до восстановления еще – долгий путь. Напомним, что в начале десятых годов компании закладывали производственные мощности, исходя из прогнозируемого объема рынка в 3,5-4 млн автомобилей в 2020 году, сейчас же годовые объемы продаж держатся на уровне 1,4 млн.
Hyundai Creta с самого дебюта удерживает лидерство в сегменте кроссоверов
Страх будущего
К стимуляции спроса на автомобили привели и негативные ожидания людей. Автомобили продолжают дорожать, в новом году не исключен очередной виток ценовой эскалации, а до недавнего времени оставалось неясным, сохранятся ли госпрограммы поддержки авторынка (утилизация, трейд-ин и т. д.). По последним данным, в первом квартале 2017 года они продолжат действие, а со второго могут появиться новые целевые программы «Первый автомобиль», «Автомобиль для села», «Автомобиль для многодетной семьи» и т. д.
За два года с обесцененным рублем в России начал накапливаться отложенный спрос на автомобили, а люди постепенно привыкли к новым ценам, что тоже слегка оживило рынок.
Локомотивы рынка
В ноябре плюсовую динамику показала вся первая пятерка: Lada, Hyundai, KIA, Renault, Toyota. На фоне других особенно выделяется Lada, сумевшая прибавить +18% – своеобразный рекорд среди лидеров рынка.
При этом прошлый ноябрь был для АВТОВАЗа месяцем «междувластия», когда спрос на традиционную продукцию завода спал, Lada Vesta дебютировала лишь в конце месяца, а X-Ray не продавался. Поэтому в прошлом году ноябрьские продажи снизились на 34%, и сейчас марка отыгрывает это отставание.
Lada Vesta – главная «виновница» хороших продаж АВТОВАЗа
Во многом – за счет новинок эпохи Бу Андерссона. Так, Vesta прочно закрепилась на четвертом месте в рейтинге, а ежемесячные продажи сейчас даже выше плановых 5000 автомобилей. Lada X-Ray раскачивался дольше, но вышел на объемы 2000+ автомобилей в месяц и продается лучше, чем, например, Lada Priora или Datsun on-Do. Кроме того, АВТОВАЗу удалось решить проблему дефицита Lada Largus.
Удерживают позиции два корейских производителя, Hyundai и KIA. Что интересно, с пикового 2012 года продажи бестселлеров Solaris и Rio снизились лишь едва: допустим, «Солярис» четыре года назад продавался в объемах 9 тысяч в месяц, сейчас – 8 тысяч.
Renault помог выход на рынок «гламурного Дастера» Kaptur, а также оживление спроса на Sandero. Стоит отметить и Toyota: спрос на Camry и RAV4 питерской сборки остался высоким, что позволило в начале декабря перевести завод на двухсменный режим работы.
Весна или оттепель?
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер осторожен в комментариях. Отмечая, что продажи показали плюсовую динамику впервые с лихорадочного декабря 2014 года, он сказал:
– Хорошо, что, в конце концов, есть повод сказать об этом, но слишком рано делать выводы о смене тренда. Сейчас все внимание приковано к декабрю, у которого есть потенциал продемонстрировать, что рынок продолжает двигаться в правильном направлении.
Обновленный RAV4 питерской сборки продается чуть хуже японского (поставки прекращены), но все равно достойно
Рынок по-прежнему уязвим и подвержен влиянию внешних факторов, которые делают ситуацию непредсказуемой. Поэтому о начале фазы роста можно говорить лишь с допущением, что значимые параметры, например курсы валют, как минимум останутся на текущем уровне, а государство не ослабит поддержки.
Вместе с тем сама по себе стабилизация рынка в новых реалиях уже дает повод для оптимизма и как минимум позволяет автопроизводителям сохранить производственные мощности. А говорить о позитивном тренде можно будет лишь по истечении первых месяцев 2017 года.
Топ-10 марок и моделей на российском авторынке в ноябре 2016 года
Артём Краснов
Фото: Фото автора и производителей