Авто Кризис-2025 обзор Что скрывает Toyota. Пытаемся понять странную суету вокруг бывших иностранных автозаводов

Что скрывает Toyota. Пытаемся понять странную суету вокруг бывших иностранных автозаводов

В автопроме России, кажется, идет большой передел

Автомобили Kia выпускают в Петербурге под чужим брендом, а марка рассматривает возращение в Россию | Источник: пресс-служба AGR AutomotiveАвтомобили Kia выпускают в Петербурге под чужим брендом, а марка рассматривает возращение в Россию | Источник: пресс-служба AGR Automotive

Автомобили Kia выпускают в Петербурге под чужим брендом, а марка рассматривает возращение в Россию

Источник:

пресс-служба AGR Automotive

Автомобильный рынок переживает худший период за много лет, но автопром России парадоксально пришел в возбужденное состояние: слухи об остановке производств перемежаются с новостями о новых проектах. Мы собрали информацию по каждому крупному легковому автозаводу страны: как минимум два имеют шанс вернуться к выпуску марок из недружественных стран, прочие ставят на китайские бренды. В тексте мы будем называть заводы по имени марки-создателя, потому что их текущие названия сложны и мало о чем говорят.

Hyundai (Санкт-Петербург). Камбэк года?

Южная Корея изучает возможность реанимировать автобизнес в России: в Сеуле опубликован доклад о перспективах такого шага. Шансы ненулевые: альянс Hyundai-Kia сохранил опцион на обратный выкуп петербургского предприятия до конца 2025 года, и завод в промзоне Каменка сохранил выпуск привычных моделей Hyundai и Kia под общим брендом Solaris. Сейчас предприятие принадлежит российской AGR Automotive Group, которая также владеет бывшим заводом VW в Калуге и петербургским активом GM.

В конце марта AGR отчиталась о выпуске 30-тысячного автомобиля под маркой Solaris, на что потребовалось чуть больше года. В лучшие времена завод выпускал около 200 тысяч машин в год, а его пиковая мощность — 230 тысяч.

Юбилейным автомобилем стал Solaris KRX (ранее — Kia Rio X) | Источник: AGR Automotive GroupЮбилейным автомобилем стал Solaris KRX (ранее — Kia Rio X) | Источник: AGR Automotive Group

Юбилейным автомобилем стал Solaris KRX (ранее — Kia Rio X)

Источник:

AGR Automotive Group

Несмотря на позитивные признаки, в Южной Корее оценивают перспективы возвращения сдержанно: эксперты отмечают изменение структуры рынка и политические риски, призывая компании проявлять особую осторожность. В докладе подчеркивается, что возвращение не может быть прямолинейным и потребует переосмысления подходов.

Даже в случае отмены санкций процесс не будет быстрым. Сторонам предстоит согласовать обратный выкуп завода и, возможно, новый специальный инвестиционный контракт (прежний действует с 2018 года, но, скорее всего, потребует обновления с учетом новых реалий).

Возврат производств в Россию важен — это единственный путь к снижению цен. Это определяется уровнем таможенных пошлин: так, при ввозе автомобиля стоимостью $ 10 тысяч (машина класса Hyundai Solaris) совокупный таможенный сбор составляет 1 млн рублей, то есть увеличивает стоимость вдвое. Из этой суммы 2/3 приходится на утилизационный сбор. Снижение цен на машины возможно в двух случаях: если правительство отменяет таможенные барьеры (маловероятно), либо производители локализуют продукцию до уровня, позволяющего претендовать на компенсацию утильсбора и других платежей.

Toyota (Санкт-Петербург). Собственник скрыт

После начала СВО Toyota ждала год, прежде чем объявить об уходе из России: завод в Шушарах был передан ФГУП НАМИ весной 2023-го. С тех пор активности на предприятии не было, и по итогам 2024 года убытки составили 434 миллиона рублей. Предприятие на плаву поддерживает КАМАЗ.

Но в апреле 2025 года данные о собственнике предприятия оказались скрыты (по данным сервиса «Контур.Фокус»): остался ли ФГУП НАМИ в числе владельцев или это другая компания — неясно.

Но нет и признаков возвращения самой Toyota. Опрошенные «Фонтанкой» эксперты склоняются к мысли, что речь о подготовке к работе с китайским брендом по аналогии с другими проектами (Москвич, Xcite).

Ранее в Минпромторге анонсировали возможный выпуск на заводе автомобилей под брендом Aurus, но речь не о линейке чиновничьих лимузинов, а о моделях бизнес-класса — скорее всего, перелицованных китайских автомобилях. А вот выпуск российского кроссовера e-Neva отложен на неопределенный срок, равно как нет новостей о проекте компактного электромобиля L-Type для служб доставки.

Nissan (Санкт-Петербург). Выживет ли Xcite?

Бывший завод японской компании был передан АВТОВАЗу, но проект по запуску Lada X-Cross 5 (копия FAW Bestune T77) потерпел фиаско, и в конце 2023 года петербургский завод разорвал формальные связи с тольяттинским предприятием, попавшим под санкции. В начале 2024 года вместо «Ниссанов» стартовал выпуск автомобилей Xcite, копий Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.

Автомобили Xcite продавали через дилерскую сеть Lada, но формального отношения к их производству АВТОВАЗ не имел | Источник: Артем КрасновАвтомобили Xcite продавали через дилерскую сеть Lada, но формального отношения к их производству АВТОВАЗ не имел | Источник: Артем Краснов

Автомобили Xcite продавали через дилерскую сеть Lada, но формального отношения к их производству АВТОВАЗ не имел

Источник:

Артем Краснов

В начале 2025 года появилась информация об остановке производства «Иксайтов» из-за низкого спроса и возможном перепрофилировании завода (обсуждался даже проект по выпуску Renault Logan). В 2024-м из почти 20 тысяч собранных Xcite реализовать удалось лишь 5,5 тысячи, и, по данным РБК, площадки около завода заставлены нераспроданной продукцией.

Компания «Автозавод Санкт-Петербург» опровергла информацию о прекращении выпуска Xcite и организовала тур на предприятие для представителей бизнес-сообщества. Некоторые считают это лишь постановкой, призванной развеять впечатление о кризисе проекта Xcite.

GM (Санкт-Петербург). Снова Solaris?!

Закручивается интрига вокруг петербургского завода General Motors, оставленного американским концерном еще в 2015 году. Здесь когда-то делали Chevrolet Cruze, Captiva, а также Opel Astra и Antara, но после событий 2014 года американский концерн сократил инвестиции в Россию, а предприятие с тех пор простаивает.

Накануне СВО завод перешел под контроль Hyundai, которая планировала сборку трех кроссоверов совместно с Kia (Sportage, Tucson, Palisade). Сейчас завод принадлежит российской AGR Automotive Group (формально ООО «АГМ»), которая запускает на нем производство кроссоверов Jaecoo J7 и J8.

Jaecoo J8 — почти полная копия Chery Tiggo 9 Pro | Источник: Артем КрасновJaecoo J8 — почти полная копия Chery Tiggo 9 Pro | Источник: Артем Краснов

Jaecoo J8 — почти полная копия Chery Tiggo 9 Pro

Источник:

Артем Краснов

Нет ясности с брендом: по одной из версий, им станет вновь зарегистрированная марка Jeland, по другой, замаскированные Jaecoo будут продавать как «Солярисы». Сама компания Jaecoo принадлежит Chery и пользуется ее платформами. Работа под маркой Solaris может создать путаницу, поскольку бренд используют и для обозначения петербургских Hyundai и Kia.

Volkswagen (Калужская область). Веский довод

Относительная ясность наступила в отношении бывшего завода Volkswagen: здесь под маркой Tenet будут выпускать три модели Chery (Tiggo 4, Tiggo 7, Tiggo 8). Предприятие входит в AGR Automotive Group и формально сотрудничает не с Chery, а с компанией Defetoo. Продажи «Тенетов» должны начаться весной 2025 года.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша во время перезапуска предприятия. За его спиной Chery Tiggo 7L под маркой Tenet | Источник: AGR Automotive GroupГубернатор Калужской области Владислав Шапша во время перезапуска предприятия. За его спиной Chery Tiggo 7L под маркой Tenet | Источник: AGR Automotive Group

Губернатор Калужской области Владислав Шапша во время перезапуска предприятия. За его спиной Chery Tiggo 7L под маркой Tenet

Источник:

AGR Automotive Group

По информации автодилеров, бренд Tenet заменит марку Chery на российском рынке, хотя в самой компании отрицают уход из России. Как минимум речь о сокращении присутствия Chery, которая из узнаваемой китайской марки и лидера рынка превращается скорее в поставщика машинокомплектов. Примерно по такой схеме работает в России JAC, отгружая сборочные комплекты «Москвичу». Вероятно, Chery минимизирует риски санкций и переносит центр тяжести на Европу (там строится завод Chery).

Peugeot-Citroen (Калужская область). В помощь Haval

Калужский завод некогда делал Citroen C4 и Peugeot 408, а также ряд моделей Opel и Mitsubishi, и стал единственным предприятием, которое вернулось к выпуску машин под маркой ушедшей компании: здесь собирают Citroen C5 Aircross, но в версиях для китайского рынка. Спросом они не пользуются, и по итогам 2024 года удалось реализовать чуть более 200 машин — ничтожное количество даже для отверточной сборки. Попутно зарегистрирован бренд Rosva, вероятно, для маскировки «Ситроенов» при госсзакупках.

Haval M6 прописался в Калуге | Источник: пресс-служба HavalHaval M6 прописался в Калуге | Источник: пресс-служба Haval

Haval M6 прописался в Калуге

Источник:

пресс-служба Haval

Возможно, из-за низкого спроса на «Ситроены» владелец завода, компания «Автомобильные технологии», согласился на выпуск Haval M6: крупноузловая сборка началась в феврале. В прошлом году продано 38 тысяч кроссоверов, и это вторая по популярности модель Haval в России.

«Автотор» (Калининград). В поисках новизны

До начала СВО на «Автоторе» выпускали линейку автомобилей Kia, Hyundai и BMW. После ухода брендов завод переключился на китайские марки второго эшелона, но продажи идут вяло: если Kaiyi и BAIC занимают места в третьей десятке, то SWM и Forthing не выходят за рамки статистической погрешности. В попытках распродать стоки машин цены на них снизились до невиданных с 2021 года уровней.

Неудивительно, что «Автотор» подыскивает более статусных партнеров, и, по информации автоэксперта Олега Мосеева, завод вел переговоры с Changan, которые не увенчались успехом.

«Автотор», вероятно, готовится к запуску производства полного цикла кроссоверов Jetour | Источник: пресс-служба компании «Автотор»«Автотор», вероятно, готовится к запуску производства полного цикла кроссоверов Jetour | Источник: пресс-служба компании «Автотор»

«Автотор», вероятно, готовится к запуску производства полного цикла кроссоверов Jetour

Источник:

пресс-служба компании «Автотор»

А недавно завод перезапустил линию сварки кузовов, и на фотографии знатоки узнали кузов Jetour X70 Pro: сделано это в тренировочных целях или модель будут выпускать в Калининграде — неясно. Ранее «Автотор» заявлял о сборке Jetour Dashing, но развития проект не получил. Однако представители Jetour, принадлежащей Chery, не отрицают интерес к сборке машин в Калининграде.

Renault (Москва). Мелкоузловое счастье

Проект «Москвич» — середнячок по меркам автопрома России: не блещет, но и не умирает. После провального 2023 года компания резко снизила цены на копии автомобилей JAC, и спрос ожил: по итогам 2024-го «Москвич» продал 23 тысяч машин. Это лучше результата 2023-го (13 тысяч), но хуже плана в 27 тысяч, не говоря об амбициозных заявлениях 2022 года, когда чиновники обещали выпуск 50 тысяч машин в год.

Уровень локализации «Москвичей» растет, но до показателей Renault еще несколько лет работы | Источник: пресс-служба автозавода «Москвич»Уровень локализации «Москвичей» растет, но до показателей Renault еще несколько лет работы | Источник: пресс-служба автозавода «Москвич»

Уровень локализации «Москвичей» растет, но до показателей Renault еще несколько лет работы

Источник:

пресс-служба автозавода «Москвич»

Проблемой «Москвича» остается перекос спроса в сторону одной модели, кроссовера «Москвич-3». Его электрические версии и «Москвичи-6» по-прежнему расходятся слабо (вот почему).

Отдельная история — убыточность завода, который по итогам 2023 года наторговал в минус на 8,6 миллиарда рублей. Данные за 2024-й не опубликованы, но, по мнению главы КАМАЗа Сергея Когогина, для безубыточности «Москвичу» нужно выпускать не менее 40 тысяч машин в год, то есть вдвое больше прошлогоднего уровня.

«Москвич-6» в 2024 году обеспечил менее 10% продаж марки | Источник: Артем Краснов«Москвич-6» в 2024 году обеспечил менее 10% продаж марки | Источник: Артем Краснов

«Москвич-6» в 2024 году обеспечил менее 10% продаж марки

Источник:

Артем Краснов

Весной ожидается выход на рынок «Москвича-8», но крупная и дорогая модель вряд ли изменит картину.

Из плюсов — увеличение локализации на «Москвиче», который одним из первых перешел на мелкоузловую сборку со сваркой и окраской кузовов, плюс убедил китайских партнеров оцинковывать кузовные панели. Возможно, на заводе пропишется и электромобиль «Атом».

Mercedes (Подмосковье). Еще один Chery

Завод Mercedes-Benz простаивал с 2022 года. Нынешним владельцем с 2023-го является дилерский холдинг «Автодом». По последней информации, на заводе стартовал выпуск автомобилей Exeed (суббренд Chery) под недавно зарегистрированной маркой Esteo.

АВТОВАЗ (Тольятти, Ижевск). Китайский дебют

Китайской лихорадки не избежал и АВТОВАЗ, анонсировав выпуск фургонов и микроавтобусов SKM, которые предсказуемо оказались копиями Shineray M7. Подробностей о проекте мало.

Микроавтобусы SKM станут укрупненной альтернативой Lada Largus | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗМикроавтобусы SKM станут укрупненной альтернативой Lada Largus | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗ

Микроавтобусы SKM станут укрупненной альтернативой Lada Largus

Источник:

пресс-служба компании АВТОВАЗ

Главным событием для АВТОВАЗа станет запуск серийного производства Lada Iskra в историческую дату — 19 апреля, ровно 55 лет со дня выпуска первой «копейки». У «Искры» есть шанс повторить успех прабабки: на конвейере она может застрять на десятки лет.

Lada Iskra займет промежуточное положение между «Грантой» и «Вестой» | Источник: пресс-служба АВТОВАЗаLada Iskra займет промежуточное положение между «Грантой» и «Вестой» | Источник: пресс-служба АВТОВАЗа

Lada Iskra займет промежуточное положение между «Грантой» и «Вестой»

Источник:

пресс-служба АВТОВАЗа

В остальном АВТОВАЗ продолжает тянуть лямку и выпускает традиционный набор машин на разных платформах: две версии Niva, Granta, Vesta, Largus. На фоне падения рынка продажи также снизились (в марте — минус 33%), но в целом АВТОВАЗ чувствует себя чуть лучше «среднего по больнице».

Mazda (Дальний Восток). Встать «Джаком»

Завод перешел в собственность российской компании Sollers, которая вместо прежних Mazda выпускает здесь пикапы JAC T6 под собственным брендом. Спрос на них умеренный: в 2024 году импортируемые GMW Poer и Changan Hunter продавались лучше.

У Mazda остается опцион на выкуп завода до ноября 2025 года, но осмысленных движений в этом направлении пока не заметно.

Haval (Тульская область). Кроссоверы и стабильность

Это первый и пока единственный завод полного цикла, построенный в России китайской компанией: Haval начал сборку в 2019 году, а в 2024-м запустил моторное производство. Сейчас под Тулой выпускают Jolion, Dargo, F7 и M6 (последний, вероятно, переедет на калужский завод «Автомобильных технологий»).

ГАЗ (Нижний Новгород). «Волга» — это долго

Помпезные заявления о перезапуске бренда «Волга» дальше деклараций не ушли. В качестве донора планировалось использовать не представленные в России модели Changan, но проект, не исключено, зашел в тупик, из-за чего китайская компания стала присматриваться к «Автотору». До 2022 года на ГАЗе выпускали Skoda, Volkswagen, а еще раньше — Chevrolet Aveo.

«Чанганам» приделали решетки радиаторов, напоминающие о «Волгах» советского периода | Источник: Volga/ РБК/ T.me«Чанганам» приделали решетки радиаторов, напоминающие о «Волгах» советского периода | Источник: Volga/ РБК/ T.me

«Чанганам» приделали решетки радиаторов, напоминающие о «Волгах» советского периода

Источник:

Evolute (Липецк). Ставка на гибриды

С 2022-го компания «Моторинвест» собирает китайские электромобили под маркой Evolute, но продажи откровенно плохие: на пять собираемых моделей в прошлом году нашлось в сумме менее 1,6 тысячи покупателей. Однако кроссовер-гибрид i-Space как будто имеет определенные перспективы. Для его производства «Моторинвест» заключил дополнительный специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, а в 2025 году началось производство гибридов Voyah, которые до этого импортировали из Китая.

Вы бы хотели перезапуска заводов ушедших из России марок?

Да, очень
Без разницы
Нет, без них справились

Настроение в автобизнесе при этом «синюшное»: спад продаж, затоваривание складов и откат китайских марок. Работой с последними недовольны и автодилеры.

Импортировать Kia в России предлагал Казахстан, но проект выглядит малореальным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления