RU53
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Великом Новгороде

Погода+8°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +4

4 м/c,

ю-в.

746мм 71%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Авто Три миллиона копеек

Три миллиона копеек

На этой неделе отмечает 40-летний юбилей один из самых народных советских автомобилей – легендарная «копейка». 19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе под индексом 2101 был выпущен первый экземпляр модели, которая на долгие годы стала верным другом и п

На этой неделе отмечает 40-летний юбилей один из самых народных советских автомобилей – легендарная «копейка». 19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе под индексом 2101 был выпущен первый экземпляр модели, которая на долгие годы стала верным другом и помощником миллионам советских граждан.

За основу «копейки» была взята модификация Fiat-124R, адаптированная под российские условия. Главным конструктором новых «жигулей» стал, соответственно, итальянец Бенито Савоини. «Материнскую» модель на Тольяттинском заводе еще раз оптимизировали под вторую национальную беду, увеличив клиренс и усилив подвеску. Дисковые задние тормоза заменили на более долговечные барабанные: «родных» итальянских колодок хватало максимум на 500-600 километров пробега по проселочным дорогам. К тому же они принимали на себя основной удар в виде пыли и грязи, а из-за такой уязвимости становились еще менее практичными. Не обошли конструкторы вниманием и двигатель: увеличили расстояние между цилиндрами и добавили «кривой стартер». Всего в конструкцию было внесено порядка 800 изменений, большинство из которых было реализовано итальянскими конструкторами. «Копейка» после этого значительно прибавила в весе: по сравнению с Fiat-124, ВАЗ-2101 весил на 90 кг больше. Впрочем, даже этих изменений, как потом показала практика, оказалось недостаточно. Мало того, некоторые «болезни» потом наследовали и более младшие модели.

Первые партии «копейки» полностью собирались из деталей, выпущенных в Тольятти. Большинство деталей с итальянского собрата были несовместимы с «жигулями», несмотря на явные «родственные связи». Тем не менее, заводские клейма поначалу гласили именно «Fiat»: дело в том, что оборудование для производства деталей выпускалось именно итальянским автогигантом. Единственное, что было заказано непосредственно в Италии, – это фирменный значок с ладьей. Однако зарубежные дизайнеры, привыкшие к латинице, первый заказ попросту испортили: в слове «Тольятти» на месте буквы «Я» красовалась «R». Такая ошибка сейчас бы намекнула на «китайский след», но немногочисленные автомобили с опечаткой (таких машин было выпущено всего 200 штук) в конце концов осели в частных коллекциях и автомузеях. Несколько тысяч машин, выпущенных после этого, имели на значке верно написанное название города, в последующих партиях на шильде осталась только ладья.

Для 1970 года «копейка» представляла собой смесь из невиданного прежде комфорта (разумеется, в своем классе), современной начинки и высокой надежности – и все это в относительно неприметном кузове. По уровню «начинки» и качеству исполнения модель превосходила большинство «одноклассников», слегка уступая в динамике более мощному «Москвичу-412». Кроме того, итальянские «корни» модели подразумевали завышенные ожидания покупателей и, стоит признать, во многом оправдывали их.

Советские автолюбители отмечали относительную простоту в обслуживании, плавность хода, легкость в управлении и удобный салон. Качество сборки было тем выше, чем раньше экземпляр сошел с конвейера: с каждым годом контроль качества на заводе осуществлялся с меньшей тщательностью. Впрочем, такая же ситуация была практически во всех отраслях производства, и «копейка» стала лишь подтверждением общих тенденций.

При всех своих плюсах «копейка» во многом уступала конкурентам. Тот же «Москвич-412» мог похвастаться более высоким уровнем пассивной безопасности, более высокой проходимостью и еще большей надежностью. ВАЗ-2101 в условиях бездорожья (далеко не последний фактор на наших дорогах!) показывал во всей красе свой слабоватый иммунитет, хоть и соответствовал европейским стандартам. От плохих дорог буквально сыпалась подвеска, деформировался кузов: тонкая сталь не выдерживала испытаний реалиями советских трасс. Возникало немало претензий и к качеству двигателя, в первую очередь к небольшому ресурсу распредвала.

Конструкция «копейки» постепенно дорабатывалась. Маркировка Fiat мало-помалу исчезала с систем и агрегатов из-за износа, и из-за замен: дело в том, что детали выпускались далеко не одним «АвтоВАЗом», а множеством заводов почти во всех странах соцлагеря. К примеру, в Польше выпускалась «своя» модификация Fiat, но под оригинальным названием. В последующие годы нововведения, разработанные как советскими, так и польскими конструкторами, успешно кочевали с одной модели на другую. В частности безопасные дверные ручки «копейки» довольно быстро освоились и на «Polski Fiat 125».

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Через несколько лет внешний облик «копейки» уже устарел. Проект модернизации модели, разработанный тольяттинскими инженерами, предусматривал практически универсальные изменения. Так, вместо 1,2-литрового двигателя появилась возможность установить мотор объемом 1,3 литра, вместо архаичных круглых фар – квадратные от «Москвича» и многое другое. Дизайнерские идеи получили воплощение лишь с началом выпуска ВАЗ-2105, а в серийный выпуск, тем не менее, пошло только увеличение мощности: с 1974 года конвейер в Тольятти начал выпуск модификации ВАЗ-21011, а еще через несколько лет завод освоил выпуск модификации с индексом 21013. Вариант исполнения в кузове «универсал» получил статус отдельной модели – ВАЗ-2102, впрочем, различные типы кузовов у ВАЗа и сейчас имеют отдельные четырехзначные индексы.

«Копейка» производилась в течение 13 лет. За это время было выпущено 2 702 657 экземпляров ВАЗ-2101 в той или иной модификации. «Копейки» экспортировались во многие страны мира, их можно было встретить не только в Европе, но и на отдаленных материках – в Северной Америке и Австралии. На Кубе ВАЗ-2101 в экспортном исполнении до сих пор используется в такси.

Конвейер по сборке этой модели был переоборудован только в 1983 году – спустя год после начала производства ВАЗ-2107. Отметим, что именно «копейка» стала основой для целого ряда моделей, часть из которых выпускается и сейчас. Все, что мы сейчас называем «вазовской классикой», берет начало именно у ВАЗ-2101. О рекордах «семерки» (между прочим, самая живучая модель: выпускается уже без малого 30 лет) мы поговорим в другой раз, а многочисленные оставшиеся в живых «копейки» и сегодня можно встретить в любом уголке страны.

Сорок лет для ВАЗ-2101 пролетели как один день. По традиции, юбилей на заводе отметили легкоатлетическим забегом «Вазовская верста», названным так по длине главного конвейера (1433 метра). Кроме того, состоялся автопробег по маршруту Москва–Тольятти, в котором приняли участие около 30 владельцев «копеек» из разных регионов страны.

И все же главное достижение ВАЗ-2101 в том, что именно эта модель положила начало массовому производству автомобилей сначала в Советском Союзе, а после и в России. На звание «народных» машин претендовали многие модели, в том числе и более поздние разработки самого «АвтоВАЗа». И, тем не менее, история знает немного случаев, когда клон стал популярнее оригинала – хоть и в одной отдельно взятой стране.

Фото: Фото с сайта Auto-vesti.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем