Я реалист. С оптимистичным подходом к жизни, но все же реалист. Экономисты не могут по-другому. Мы всегда оперируем конкретными цифрами. А цифры – это не метафоры, гиперболы и утрированные понятия. Когда Минтруд и Пенсионный фонд России презентовали пенсионный калькулятор, чиновники сказали, что мы можем посчитать приблизительный размер своей пенсии. Это не так. Никто из нас не знает, сколько будет зарабатывать лет через 15-20 и не прервется ли трудовой стаж. А ведь именно от большей заработной платы и большего трудового стажа, согласно пенсионной формуле, будет зависеть трудовая пенсия от государства. Я пользовался многими пенсионными калькуляторами.
Любой из них позволяет лишь рассчитать размер пенсии при конкретных параметрах. Можно взять пример Дмитрия Медведева, который, как пишут СМИ, недавно с помощью пенсионного калькулятора рассчитал, что размер его пенсии составит 70 тысяч рублей. Для получения такой суммы премьер-министр поставил в пенсионную формулу цифры, которые захотел. Так, Дмитрий Анатольевич планирует проработать после достижения пенсионного возраста еще 10 лет, а в качестве своей зарплаты на протяжении всего периода он поставил не 100 тысяч рублей, как посоветовало его окружение, а ту сумму, которая, по словам самого Медведева, ему больше нравится, – 200 тысяч рублей.
Это не отразилось на итоговой цифре – при месячном доходе более 48 тысяч рублей взносы в Пенсионный фонд не уплачиваются. Внушительная цифра, согласитесь! Но парадокс в том, что в моем случае калькулятор негосударственного пенсионного фонда только выплату накопительной части пенсии дает почти в размере общей пенсии по формуле, презентованной Минтрудом. А ведь это всего 6% из 22% от фонда оплаты труда, которые перечисляет работодатель в Пенсионный фонд. Причина проста: пенсия в негосударственном пенсионном фонде зависит не только от периода накопления и размера заработной платы, с которой производятся отчисления, но и от дохода, который ежегодно увеличивает мой пенсионный счет.
Просто и понятно. В пенсионной же формуле, по которой считается трудовая пенсия, используется «индивидуальный пенсионный коэффициент», размер которого на момент выхода на пенсию предсказать невозможно. Но НПФ – это не только управление накопительной частью, но и формирование индивидуального пенсионного счета за счет личных средств. И вот здесь размер и частота отчислений определяются исключительно возможностями и желанием каждого из нас. Опять же, мы можем точно рассчитать, сколько будем получать с индивидуального счета при достижении пенсионных оснований. Схема понятна и прозрачна, как в банке. И доходность такая же. И налоговый вычет предоставляется – еще 13% к доходу.
Для меня как для экономиста и руководителя НПФ всегда было очевидным, что пенсия от негосударственного пенсионного фонда может быть больше государственной в разы. Система негосударственного пенсионного обеспечения честнее, если хотите. Были провальные 2008 и 2011 годы – негосударственные пенсионные фонды это признавали. Может клиент НПФ выбрать срок выплаты негосударственной пенсии – пусть выбирает! Между тем пенсионная формула, подготовленная Минтрудом, предусматривает скрытое повышение пенсионного возраста (который правительство не собиралось повышать ни в коем случае).
Смотрите: если взять среднестатистические показатели, то женщина в России начинает полноценно работать после окончания вуза – в 22-23 года. И повышенную пенсию, согласно обнародованной пенсионной формуле, она получит, проработав минимум 35 лет. То есть ей уже выгодно выйти на пенсию в 57-58 лет. Что это, как не скрытое повышение пенсионного возраста (сейчас пенсионный возраст для женщины 55 лет)? Получается, чтобы получать нормальную пенсию, нужно дольше работать, больше платить, и срок получения пенсии должен быть меньше (как на примере Дмитрия Анатольевича). И какой она будет – нормальная пенсия – сейчас не скажет никто. Значит, формировать свою пенсию надо самому.
Алексей ФИЛИППОВ, исполнительный директор НПФ «Образование»