Пока внимание людей приковано к событиям на Украине, в России появился удивительный законопроект. По сообщению «Российской газеты», Госдума рассмотрела в первом чтении документ, который предлагает блокировать недостоверную информацию о банках, размещенную в Интернете, не дожидаясь решения суда. Для этого будет достаточно требования прокурора.
Интересно, что определять недостоверность информации будет Центробанк. По заявлению «Российской газеты», главному банку страны «лучше, чем кому-либо, известно, как на самом деле обстоят дела в кредитной организации». Для нарушителей предусмотрен штраф от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц и до 50 тысяч для должностных. А для юридических лиц так и вовсе до миллиона рублей.
Одним из инициаторов проекта стал Алексей Митрофанов. Дабы убедить в необходимости принятия законопроекта, он напомнил, как в 2004 году распространение недостоверной информации привело «к банковскому кризису большого масштаба». Авторы законопроекта утверждают, что простым людям, недовольным работой того или иного банка, ничего не грозит, и речь идет только о «заведомо ложной информации».
Есть общие нормы регулирования подобных проблем и вопросов. Более того, недавно даже появилась уголовная статья за клевету. Зачем же принимать дополнительный закон для банков? Инициаторы проекта поясняют: «Статья о клевете начинает действовать после судебного решения, которому предшествует долгое разбирательство».
Лихо, однако. А как насчет презумпции невиновности? Ведь в данном случае человек или организацию обвиняют в клевете, предлагают его/ее оштрафовать и ограничить право на свободу слова. В первую очередь пострадают СМИ, которые теперь можно заблокировать по требованию любого прокурора и не давать им работать.
Следовательно, в суд теперь нужно идти тем, кого заблокировали, чтобы доказать свою невиновность. Хотя, согласно 49 статье Конституции РФ:
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
«Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».
Невольно вспоминается притча Джорджа Оруэлла «Скотный двор», герои которой пишут семь заповедей, последняя из которых выглядит так: «Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других)». А еще вспоминаются слова другого писателя – Рона Хаббарда – о том, что права человека пока остаются мечтой идеалистов.
В данном случае получается сильный перекос между правами банков и правами граждан и других организаций. При этом непонятно, чем вызвано такое страстное желание оберегать банки от клеветы. Довод о том, что волна клеветы усугубила банковский кризис, очень спорный. Нет доказательств, что это была клевета, и лично я не заметил, чтобы проблемы банковского сектора в 2008 обрушили экономику страны. Проблемы были, но информационная паника была очень незначительным фактором в этой ситуации.
К счастью, это пока только первое чтение закона. Посмотрим, что будет дальше.
Артем КУЗНЕЦОВ
Фото: Фото с сайта Kavicom.ru