Россия в который раз распахнула свои объятия легендарным Астериксу и Обеликсу! Итак, знаменитая парочка вновь борется за правду. В этом году герои выручают своего односельчанина Полюбвикса, который непременно должен победить в Олимпийских играх, чтобы жениться на любимой девушке.
Первое, что бросается в глаза зрителю, уже знакомому с предыдущими историями о непокоренных галлах, – новый актер в роли Астерикса. Нельзя сказать, чтобы Кловис Корнийяк играл бездарно или что Жерар Депардье отнесся к работе спустя рукава, но выглядят они, как дорогие обои в музее. И без них есть на что посмотреть. Астерикс и Обеликс – словно яркая обертка, без которой подарок не подарок. Внимание на себе не зацикливают, но их присутствие оказывается необходимым как воздух. Фильм начинается, и зрители с ведрами попкорна с удовольствием разворачивают этот фантик. Что внутри? «Три в одном» – Испания, Германия, Франция – постарались на славу. Экспонаты стоят того, чтобы потратить на них 125 минут собственной жизни.
Ален Делон бесподобен в обличии Цезаря. Статный, слегка уставший от пожизненной славы и ответственности, завораживает одним взглядом сидящих по эту сторону экрана. Над ним не властно время. Не седина в висках, а блеск. Он бессмертен. Надолго... Образ героя накрепко сплетается нитями иронии с актером, и, сидя в кресле, зачастую перестаешь понимать, над кем из этих двоих смеешься. Кажется, Делон играет самого себя. Даже не играет, а живет самим собою. Станиславский отдыхает.
Блестящая игра других актеров не ставится под сомнение. Как-никак перед нами – классика мирового кинематографа, никак не желающая почить в бозе. История обрастает новыми подробностями, появляются новые герои и сюжетные линии. Последних становится так много и все они так хороши, что, похоже, сами авторы зачастую не могут решить, которой из них отдать приоритет. Если в начале зритель настраивается на любовь Полюбвикса и прекрасной Ирины, позже мягко переходит к теме отцов и детей, затем подбадривается темой дружбы неразлучных галлов, то в конце – надолго застревает в демонстрации силы древних спортсменов.
Когда история приближается к финалу, у нее вдруг открывается второе дыхание. Рояль в кустах материализуется в виде Дэвида Бэкхема, Михаэля Шумахера, Зинедина Зидана. Зрительный зал целиком ухает на второе дно актерского состава старой сказки. И как-то с обратной стороны сознание начинает закручиваться вспять. Любуясь звездами мирового спорта, начинаешь догонять, что неспроста фильм появился на экранах именно сейчас, в преддверии очередной Олимпиады, и что все аллюзии относительно дня сегодняшнего неслучайны.
К тому же на такие мысли наслаивается русский перевод. Это – еще одна бусина в ожерелье своеобразия картины. Родной юмор, понятный и смешной только нам самим, помогает по-настоящему расслабиться и отдохнуть на показе. Скепсис взрослых в зале начинает таять после признания Брута о том, что он не чужд страсти к сочинительству стихов. Дальнейший незатейливый напев голосом Галыгина «Я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе...», исполненный мужчиной внешности постаревшего Оскара Кучеры, вызывает одобрительный смех зрителей. Вообще озвучка фильма на русский язык заслуживает отдельных слов. Голоса Вадима Галыгина и Владимира Турчинского завершают целостность образов, придают им неуловимые нотки и настроение, которые никакими жестами и ужимками не передать. А вот красавица Ирина лучше смотрится с загадочной улыбкой на устах. В ином случае, когда она начинает вещать своеобразным тембром Тины Канделаки, невольно пугаешься и тянешь руку за пультом, чтобы переключить подростковую передачу на СТС. Это единственный момент, где слух спотыкается.
Если говорить о декорациях, то увеличенный вдвое бюджет по сравнению с последним фильмом об Астериксе дает простор фантазии режиссеров и не идет вразрез с заявленным шиком привлеченных действующих лиц. Это дорогой продукт, сделанный со вкусом. Впрочем, одного не отнять – шутки бывают не всегда смешными и пара-тройка моментов оказываются несколько затянутыми. Это можно сравнить с долгим вздохом перед тем, как нырнуть на глубину. Но задержать дыхание ради того, чтобы погрузиться в легкость, – наверняка стоит.
Подводя итог, замечу: «Астерикс на Олимпийских играх» – качественное кино, без шуток ниже пояса и ненормативной лексики. Без крови, жестокости и постельных сцен. Настоящий семейный фильм, в котором каждый пришедший на сеанс посмеется каждый над своим, будь то пятилетний ребенок, продвинутый студент или уставшие после рабочего дня родители.