RU53
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Великом Новгороде

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

южн.

754мм 62%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27

Остров свободы

Мои родители принадлежат к послевоенному поколению. Как любой среднестатистический ребенок, я иногда интересовалась тем, как жили люди раньше – во времена, которые застали отец с матерью. Однажды я услышала историю, которая впечатлила меня на всю жизнь. Р

Режиссер: Александр Мельник
В ролях: Константин Лавроненко, Алексей Феськов, Марат Башаров и др.

Мои родители принадлежат к послевоенному поколению. Как любой среднестатистический ребенок, я иногда интересовалась тем, как жили люди раньше – во времена, которые застали отец с матерью. Однажды я услышала историю, которая впечатлила меня на всю жизнь. Речь шла о начале 50-х годов прошлого века, когда вся родня жила около железнодорожного вокзала. Мама ходила в школу аккурат мимо забегаловки, которая в народе звалась «Голубая волна». Возле нее всегда в большом количестве собирались инвалиды – выпить.

Великая Отечественная оставила после себя не только победу, славу и ордена, но и тысячи искалеченных судеб и человеческих тел. Маленькие школьники каждый день с ужасом проходили мимо сборища изуродованных войной мужиков, пока в один прекрасный день те не исчезли. Были – и их вдруг не стало. Всех. В разговорах взрослых мелькало название Соловецких островов, на который инвалиды были вывезены по железной дороге.

– Знаешь, есть выражение – богом забытое место? Здесь мы сейчас и находимся.
– Значит, Он отсюда души вообще не забирает?

Тогда у меня перед глазами стояла жуткая картина: холодный пустынный остров, обязательно каменистый и снежный, где волны набегают на берег, застывая мутной наледью на безжизненной земле, и сотни беззащитных существ без рук и ног, потерявших веру в жизнь и вместе с ней человеческий облик. В реальность той истории голова отказывалась верить, но какой-то животный ужас застрял в ней надолго.

Очень похожее состояние я испытала на последней премьере – фильме Александра Мельника «Новая земля». Там я увидела мой Остров. Военные высадили на берегу Северного моря сотни две людей – преступников, приговоренных к пожизненному заключению. Гуманизм диктует свои правила, и государства недалекого будущего (а именно 2013 года) окончательно отменили смертную казнь. Убийц и маньяков становилось все больше, и содержать их оказывалось все проблематичнее. Куда проще было согласиться на участие в эксперименте англоговорящей страны и отправить смертников на необитаемый остров.

«На том свете началась великая стройка, – пророчески заметит один из героев. – В загробном мире, между раем и адом строится третий участок…»

Участок, где, кажется, нет добра и зла, а есть только голод, власть сильнейшего и страх проигравших. Попавшие на Новую землю, подобно зверям, имеют лишь одну цель: выжить. Здесь нет ценности человеческой жизни, она трансформируется в понятие еды. Заключенные, оставшись без надзирателей, копируют отработанную схему существования: забор из проволоки, жестокие наказания, каста рабов и каста господ-начальников.

Только один из них оказывается готов идти собственным, особым путем. Сразу, только ступив на остров и высвободив из оков руки, бывший летчик Иван Жилин (Константин Лавроненко) уходит от стада обезумевших от мнимой свободы зэков. Уходит не «куда», а отсюда.

– Вот он, край земли. По крайней мере для нас.

Как раз с этого момента берет свое начало фильм. Седой мужчина лет 45-50 с тяжелым взглядом, в красном пуховике, утепленных штанах и ботинках на толстой подошве бежит от чего-то. Именно так: он уходит. Без цели, торопливо ступая по камням, проваливаясь в расщелины, выбираясь из ледяных водопадов. На секунду задерживается возле несмелого северного цветка, пробует его на вкус… Глаза даже на мгновение не становятся теплее, и он уходит дальше.

Ему нужно одиночество. Не для того чтобы найти истину в себе: ее там нет. Когда-то, много лет назад, он убил людей, виновных в гибели своей семьи. Принес в мир зло и тем самым погубил в себе радость жизни. Но не перестал быть человеком: у Жилина есть четкие принципы, которым он не перестанет следовать никогда. Еще он научился прощать. Научился сосуществовать с людьми без стержня: маньяк Сипа (Алексей Феськов) с лицом ангела уходит к нему из лагеря и остается философствовать рядом с заключенным под номером 77. Иван Георгиевич топит в себе неприязнь к непрошеному гостю, просто отпускает ее от себя.

Но невыносимый северный холод гонит их обратно к людям. Там, среди опустившихся на самое дно ада преступников, Иван сумеет доказать: человеческое достоинство и добро существуют и в таком мире. Докажет через великую боль и кровь, и черствые сердца откроются надежде. Точно так же, как каждый из них скатывался на свое дно, обнажая собственный порок, каждый по-своему начнет обретать человеческий облик. До тех пор, пока кукловоды-распорядители эксперимента не добавят к выжившим новую партию смертников с другого континента.

Удастся ли кому-то выбраться из кровавого месива и спастись со страшного острова? Какова конечная цель бесчеловечного опыта? Ждет ли наказание тех, кто отважился на него? – ответы на эти вопросы получит зритель захватывающего боевика с жестким сценарием.

Если говорить о жанре нынешней премьеры, то он неоднороден: с одной стороны, это философская притча, авторское кино, с другой, – безусловно, боевик, «мужская забава». Многих критиков покоробило большое количество насилия и крови в фильме. В откликах зритель часто сетует на то, что картину вообще зря выпустили на большой экран. Достаточно DVD. Может быть, в самом деле так. Не буду спорить с тем, что фильм «Новая земля» предназначен исключительно для взрослых людей с устойчивой психикой.

– Рай давно переполнен, но и в аду мест не осталось.

Приходишь домой после работы, включаешь телевизор, просматриваешь каналы с криминальными новостями, спецрасследованиями о маньяках и сериал про убийц и ставишь диск. Только мне почему-то кажется, что до привыкшего к попкорновому кино зрителя достучаться можно только так – через шок.

Через отличную игру актеров – Константина Лавроненко, Алексея Феськова, Марата Башарова. Через качественную работу режиссера, когда зритель после окончания фильма не встает, позевывая и потягиваясь, с кресла, а в титрах открывает для себя то, что пытался объяснить на протяжении последних двух часов. Через интересный сценарий, где четко прорисован каждый характер и логичен каждый поступок персонажа. Через отторжение насилия, которое открывает путь к внутренней свободе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем