ƒетские дразнилки — древн€€ форма рэп-баттлов, и мы сейчас не шутим!
ƒетские дразнилки — древн€€ форма рэп-баттлов, и мы сейчас не шутим!

–аньше мы уже пытались пон€ть жаргон современных школьников, а теперь настало врем€ взгл€нуть на свое детство — тогда мы и не задумывались, какие темные силы призываем, обзыва€ кого-то жадиной-гов€диной и прикрыва€сь «чуром». ƒавайте посмотрим правде в глаза и освободим корни детского фольклора на самых безобидных примерах! (¬едь об очень многом нам не разрешит писать –оскомнадзор.)

–азобратьс€ в вопросах нам помогли команда из шести филологов и лингвистов со всей –оссии и полтора дес€тка научных трудов.

ѕочему курица — помада, а гов€дина — жадина?

¬се еще ищете смысл в потоке детского сознани€?
¬се еще ищете смысл в потоке детского сознани€?

≈сли вы в следующий раз задумаетесь (а вы задумаетесь) о том, кто така€ курица-помада, чем довольна еще одна курица, почему жадина — гов€дина и по какому принципу объединились плакса, вакса, гуталин и гор€чий блин на носу, помните, что в этом наборе фееричных аллегорий особого смысла искать не стоит. Ќа правах отсутстви€ логики процветает огромный пласт детского фольклора. —тарший научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики Ўколы актуальных гуманитарных исследований ћари€ √аврилова говорит: всЄ дело в рифме. ћногие из таких присказок больше подчин€ютс€ ритмическому рисунку, а слова туда вход€т не потому, что они что-то значат, а потому, что попадают в рифму и кажутс€ смешными.   тому же поэтическа€ структура придает сакрализованности, слова станов€тс€ магическим заклинанием.

” присказок и дразнилок есть региональна€ специфика. Ќапример, на одном конце страны жадину-гов€дину могут приравнивать к соленому огурцу, на другом — к турецкому барабану, между ними известна пуста€ шоколадина, а где-то и вовсе мастерски соедин€ют всЄ это в единую дразнилку. ќбщее у них одно: в этих выражени€х не стоит искать смысла, потому что его нет! ƒет€м свойственно играть €зыком, пробовать слова «на вкус», звучание привлекает их больше, чем смысл, — это главна€ особенность детского фольклора.

ƒразнилки, если хотите, — это праотцы современных рэп-баттлов: здесь есть партнер, который, посрамл€€сь последним, проигрывает. ѕобеда остаетс€ за тем, кто знает больше слов, сумеет нарифмовать так, что нечем будет крыть.

ѕочему €беда — кор€беда?

« ор€беда» — одно из немногих слов, которому есть разумное объ€снение
« ор€беда» — одно из немногих слов, которому есть разумное объ€снение

≈сли у той же курицы-помады исторических предпосылок дл€ формировани€ не так много, то €беда-кор€беда может похвастатьс€ родословной. Ћингвисты сход€тс€ во мнении, что это эхо-редупликаци€, своеобразное коверканье с элементом издевательства. Ќо мы копнем глубже: €беда — это не человек, а письменный донос. —оответственно, тот, кто его накор€бал («написал» — слишком уж уважительное словечко дл€ кл€узников), и получал прозвище  ор€беда.

ѕочему дурака обманули на четыре кулака?

ѕо словарю ƒал€ «кулак» — это посредник, живущий мелким обманом
ѕо словарю ƒал€ «кулак» — это посредник, живущий мелким обманом

¬ерсий у происхождени€ этого детского творчества сразу несколько, и кажда€ из них — правдоподобна. ќдин из компетентных специалистов по детскому фольклору, уль€новский фольклорист ћихаил ћатлин, рассказал нам, что кулаки могут быть св€заны с традицией что-либо выбирать: когда в одном кулаке предмет, а в другом — ничего нет. » нужно правильно угадать. “акой «угадайкой» развлекались многие в детстве. Ёто и вариант гадани€, и вариант загадки-игры.

ƒруга€ верси€ говорит о том, что у детей не было ничего, что можно было бы поставить на кон во врем€ игр, поэтому, чтобы отметить проигравшего, использовали другие способы. Ќапример, ему могли отсыпать щелбанов (вспомните сказку ѕушкина «ќ попе и работнике его Ѕалде»). —уществовала и более жестка€ расплата, когда били по голове кулаком.

≈сть и более «взросла€» верси€. ќна сообщает, что этот фразеологизм начали использоватьс€ еще в царской –оссии. ¬спомните древнейшие меры: локоть, п€дь, сажень. „асть исследователей став€т кулак с ними в один р€д. ѕокупаете вы, например, зерно или муку, а из всех измерительных приборов у вас при себе только руки. Ѕерем кулаки и начинаем отсыпать. „етыре кулака — достаточна€ мера, чтобы прослыть дураком.

ѕочему родители — «шнурки» и что они делают в «стакане»?

ƒети не знали, почему родители — «шнурки», но продолжали их так называть
ƒети не знали, почему родители — «шнурки», но продолжали их так называть

ѕароль «шнурки в стакане» сообщает всем, что мама с папой дома и тусовка отмен€етс€. ‘илологи и исследователи в один голос за€вл€ют, что на происхождение фразы наложилась лексика хиппи и первых советских стил€г, которые зажигали в середине 1950-х. ј где две эти касты — там и до тюрьмы недалеко, и «шнурки» перекочевали в словарь криминального и полукриминального мира. ѕравда, на блатном жаргоне они означали подручных, «шестерок». Ёто уже объ€снение старых битников. ј вот почему «шнурки» — это родители, они рассказать не смогли, и на вопрос, в чем же логика, ответили, что логики здесь никакой искать и не стоит — так прижилось. ѕрижилось, надо сказать, успешно, раз выражение было в ходу минимум 40 лет. ‘илологи считают, что это из-за того, что оно смешное.

„то же касаетс€ «стакана» в качестве дома, то здесь достаточно посмотреть на специальные стекл€нные будки дл€ советских милиционеров. »менно эти помещени€ в простонародье назывались стаканами. ј поскольку стражи пор€дка проводили в них большую часть своего времени, то и сравнивать будки начали с домом.

 то сидел на золотом крыльце?

—писок заседающих на золотом крыльце мен€лс€ в зависимости от интересов детей
—писок заседающих на золотом крыльце мен€лс€ в зависимости от интересов детей

Ќаиболее исследованный жанр детского игрового фольклора — считалки. ј сама€ известна€ из них рассказывает о разных геро€х, которые ловко помещались на золотом крыльце. ¬ разное врем€ это были царь, царевич, король, королевич; герои «—анта-Ѕарбары»; мультипликационные персонажи во главе с ƒ€дей —круджем; шесть мохнатых стариков.

—тарший научный сотрудник ћарийского научно-исследовательского института €зыка, литературы и истории ћари€  лючева обнаружила, что, хот€ одноименный архитектурный объект (««олотое крыльцо» “еремного дворца в ћосковском  ремле) существовал в XVII веке, впервые текст считалки был опубликован в 1955 году. “акже есть косвенные данные, что эту считалку знали дети 1932 года рождени€. » это была не просто считалка, а кака€-то игра (при пересчитывании каждый становилс€ кто царем, кто царевичем и т. п.). —о временем круг персонажей, восседающих на крыльце, стал пополн€тьс€ сапожниками и портными, а потом и вообще обновл€лс€ с завидной частотой в зависимости от интересов детворы. “ак здесь по€вились мишки √амми, “ом и ƒжерри, —крудж ћакдак и три утенка,  руз-арбуз и крошка-ћэри, ƒжина,  эпвелл и —иси, а также шесть мохнатых стариков: Ўишкин, ѕышкин, «а***шкин, –ас***€й, √***н, «адвижкин.

Ќо само крыльцо осталось нетронутым. „то касаетс€ зачина считалки, то им может быть книга «греческих сказочных историй» на английском €зыке ”иль€ма ’атчинсона ««олотое крыльцо», впервые изданна€ в 1907 году. (ƒо –оссии она дошла, пон€тное дело, в попул€рных переводах и несколько позже.) Ќо и это еще не самые древние корни считалки. ѕо за€влению авторов книги, ««олотое крыльцо» ’атчинсон позаимствовал у одного из самых значительных лирических поэтов ƒревней √реции ѕиндара (а это, на минуточку, V век до нашей эры) — золотые колонны вели в сказочный мир. ¬озможно, в дальнейшем вскроютс€ и более ранние источники, но куда уж древнее.

«„ур» — это вообще прилично?

«„ур» вообще может оказатьс€ ругательством
«„ур» вообще может оказатьс€ ругательством

ѕросто словечко, известное каждому по детским играм, — это целое заклинание. ќно может помочь ребенку не стать козлом отпущени€ (чур, не €), служит возгласом, требующим соблюдать определенные услови€ (чур, не мен€). Ќо так ли безвредно это словечко и кто такой вообще этот «„ур»?

ѕо этому вопросу у специалистов до сих пор разгораютс€ нешуточные споры. Ќапример, филолог-фольклорист Ќикита “олстой считал, что «чур» обозначает мужские гениталии, символ плодороди€, который к тому же может защитить от насланной мистическими существами беды. ¬ доказательство этой теории можно вз€ть хот€ бы сексуальные слав€нские обр€ды и целый культ фаллоса.

Ќекоторые ученые придерживались мнени€, что «чур» — то же самое, что и черт, просто слав€не бо€лись пом€нуть демона и специально коверкали его название. ќднако большинство специалистов во главе с историком ¬асилием  лючевским уверены, что „ур — это €зыческий божок, некий предок, которого обожествл€ли слав€не-€зычники. „ур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила (если кто-то нарушил установленные пращурами древние законы, то он сделал что-либо чересчур). √лавным досто€нием слав€н были земли. ѕоэтому по границам своих владений люди устанавливали чурбаны, небольшие столбики с вырезанными на них обозначени€ми хоз€ев надела. ќни служили своеобразным оберегом-предупреждением дл€ возможных нарушителей, считалось, что „ур сурово карает за самовольный захват чужой земли. “ак и до сих пор человек, воскликнув «„ур, мен€!», сам того не зна€, может обращатьс€ к €зыческой силе, способной оградить его от обитателей потустороннего мира, а возгласом «„ур, мое!» призывает полубога в свидетели, что данна€ находка отныне €вл€етс€ его личным имуществом. » мифический помощник €кобы утверждает провозглашенное право.

ќстались вопросы? ѕишите их в комментари€х и на почту Ќаписать письмо. ћы об€зательно разберемс€ в них, ведь, если примерил на себ€ роль филолога, остановитьс€ невозможно.