За второе высшее образование нужно платить из собственного кармана… Общеизвестный факт, который до сих пор сдерживал меня от академических свершений. Ведь согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование – на конкурсной основе и только единожды.
Помнится, несколько лет назад, в 2008 году, законодатели хотели разрешить получение второго высшего образования за государственный счет по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, депутаты предлагали дать возможность получить профессиональные знания и навыки людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако законопроект так и не приняли. Видимо, из соображений справедливости: либо всем бесплатно, либо – никому.
А мне всегда хотелось получить еще одно базовое образование. Экономический или юрфак, юрфак или экономический? В уме я прикидывала, что может составить достойную пару журналистике. Честно признаюсь, одно время хотелось совершить студенческий подвиг – не закончив журфак, начать обучение на вечернем отделении другого факультета. Действительно, такое возможно, но только после третьего курса и с разрешения деканата. Однако время было безнадежно упущено, и в первую очередь по финансовой причине: находить ежегодно несколько десятков тысяч на оплату обучения мне, неработающей студентке (а устроиться на подработку при таком плотном графике точно бы не удалось), было бы трудно. А родителей напрягать не хотелось.
Решила подождать годик-другой. Благо, с факультетом я все-таки определилась – сейчас экономическое образование представляется мне более интересным и перспективным. Во всяком случае, получив диплом журфака, я смогу заработать на него сама.
Впрочем, Болонская система обучения, активно внедряемая в российских в вузах, все же дает маленькую лазейку на бесплатное обучение. Поступая на журфак в 2007 году, я и мои однокурсники все через пять лет должны были стать специалистами. Однако уже на следующий год наряду со специалитетом факультет стал предлагать двухступенчатую систему обучения «4+2» – бакалавриат + магистратура. Так вот, эта система, а именно магистратура, дает возможность получить второе высшее образование за счет федерального бюджета.
Оказывается, студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, сегодня могут отправиться в любой другой вуз страны за дипломом магистра. Кроме того, абсолютно все университеты, где уже существует отделение магистратуры, во всеуслышание говорят о том, что это – реальная возможность получения второго высшего образования бесплатно.
«В 2011 году университет принимает для обучения по программам магистратуры: лиц, имеющих диплом бакалавра или высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист» – как на места, финансируемые из средств федерального бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе», – говорится на сайте Хакасского государственного университета.
Кроме того, при поступлении в магистратуру всегда есть возможность выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля первого высшего образования. «Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы «4+2» (бакалавриат + магистратура)», – подчеркивают в Высшей школе экономики.
Получается, что магистратура в некоторых случаях становится более легким и быстрым путем получения второго образования, нежели классическое поступление на первый курс. Зачастую, при наличии диплома бакалавра или специалиста, вступительные экзамены не так суровы.
Кроме того, несмотря на то, что обучение в магистратуре занимает всего два года, вузы обещают полноценное владение выбранной профессией. Интересное заявление, которое, несомненно, требует проверки. Думаю, если университеты действительно предлагают концентрированный курс обучения без лишних предметов и общих курсов, магистратура может стать реальной возможность бесплатно получить второе высшее образование.
Есть, конечно, еще один, «халявный», способ получения бесплатного образования – гранты. Мне всегда казалось, что всевозможные стипендии губернатора, президента, гранты общественных фондов и прочее спонсирование молодых дарований не для меня. Это для сверхумных людей, всецело посвящающих себя научной деятельности. Более того, и мне не стыдно в этом признаться, я ни разу не была в Публичной библиотеке. Видимо, корпеть над пыльными фолиантами в читальном зале – не мое. За весь период обучения в университете мне таки и не хватило на это времени – после пар я всегда спешила на работу.
Однако, несмотря на то, что в России тема грантов не столь актуальна, как на Западе, иногда с их помощью «везунчики» могут получить образование не только в отечественных вузах, но и за рубежом. Особо упорные и одаренные молодые специалисты регулярно занимаются мониторингом конкурсов, ежегодно объявляемых различными фондами. Кроме того, информацию об обучении в лучших вузах мира можно найти на сайтах посольств той страны, где молодой специалист хочет получить образование: стоит внимательно изучить раздел, описывающий дипломатическое сотрудничество в сфере образования. По сути большинство грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.
Что ж… В этой ситуации у меня есть два выхода – копить знания для поступления в магистратуру или деньги для классической схемы получения второго высшего образования. Гранты мне явно не грозят. А липовый диплом я покупать не хочу! Уверена, если уж платить деньги, то за реальные знания и навыки, а не за красную корочку…